Көрүүсү начарлар үчүн версия

07.02.2024

Кароолор: (297)

Информация о государственном долге Кыргызской Республики

Информация Министерства финансов о государственном долге Кыргызской Республики

   По состоянию на 30 ноября 2023 года размер государственного долга (внешний + внутренний) Кыргызской Республики составил 6 115,99 млн. долларов США, из них государственный внешний долг составляет - 4 545,11 млн. долларов США, государственный внутренний долг составляет - 1 570,88 млн. долларов США.

    Так, государственный внешний долг состоит из более чем 270 кредитов большинство из которых (98,6 %) предоставлены на льготных условиях с процентной ставкой от 0,10-2,0 % и сроком погашения от 12 до 40 лет. Все внешние займы, за исключением кредитов, привлеченных от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ) и Дании, предоставлены с фиксированной процентной ставкой. Ранее, кредиты брались на бюджетную поддержку, а в данное время кредиты направлены на экономические проекты таких секторов как транспорт, энергетика, сельское хозяйство, инфраструктура и т.д.

   Также, наиболее крупными кредиторами Кыргызской Республики являются Китай, Международная ассоциация развития (МАР), Азиатский банк развития (АБР) и Международный валютный фонд (МВФ), представляющие порядка 80 % всего портфеля государственного внешнего долга. Далее следуют Евразийский Фонд Стабилизации и Развития (ЕФСР), Исламский банк развития (ИБР) и Япония с 4 процентами каждый. 

    Что касается внутреннего долга, то он состоит из государственных ценных бумаг (ГЦБ), представленных на 98 % государственными казначейскими облигациями (ГКО) со сроками обращения от 2 до 20 лет, остальная часть приходится на государственные казначейские векселя (ГКВ) со сроком обращения 12 месяцев и обязательства Кабинета Министров Кыргызской Республики по индексированным сбережениям.

   Вдобавок стоит отметить, что с 31 декабря 2022 года по 30 ноября 2023 года государственный долг Кыргызской Республики увеличился на 534,16 млн. долларов США, в целом это связано с увеличением доли внутреннего долга Кыргызской Республики.

  Таким образом, в соответствии со Стратегией управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2022-2024 годы, основными целями управления государственным долгом являются развитие рынка государственных ценных бумаг Кыргызской Республики, поддержание устойчивости государственного долга и обеспечение потребностей Кабинета Министров в финансировании посредством заимствования с наименьшими затратами и разумным уровнем риска.

  Согласно данной Стратегии, целью выпуска ГЦБ является финансирование текущего дефицита республиканского бюджета и рефинансирование государственного долга, по которому наступает срок платежей, а также развитие рынка государственных ценных бумаг, развитие экономики и финансирование инвестиционных и инфраструктурных проектов, погашение бюджетных обязательств перед юридическими и физическими лицами, осуществляющими коммерческую и некоммерческую деятельность.

    Кроме того, Согласно Бюджетному кодексу Кыргызской Республики ключевыми целями государственного заимствования является развитие рынка государственных ценных бумаг, финансирование дефицита республиканского бюджета, а также развитие экономики и финансирование инвестиционных и инфраструктурных проектов. 

    Следует отметить, что согласно Закону Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов», принятому от 12 января 2024 года №9, предполагается профицит в размере 19 миллиардов 600 миллионов сомов.

    При этом привлеченные средства будут направлены на реализацию национальных проектов, имеющих стратегически важный характер в развитии экономики государства, что в последующем способствует решению финансово-экономических, социальных и экологических задач республики. Ведь успешная реализация национальных проектов, таких как строительство малой ГЭС в условиях дефицита электроэнергии, финансирование объектов строительства и их реконструкция для снижения социальной нагрузки в отдельных регионах, улучшение инфраструктуры городов и регионов, улучшение экологической ситуации в стране в целом, приобретение и модернизация оборудований в производстве позволит поднять национальную экономику и улучшит чистое экономическое благосостояние населения страны.

    Необходимо отметить, Кыргызская Республика осуществляет все выплаты по государственному долгу своевременно и в полном объеме согласно графикам погашения.

   Также, согласно Закону КР от 28 декабря 2006 года №213,  статьи 2 "О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики", Министерство финансов Кыргызской Республики в ежемесячном порядке обновляет и  предоставляет информацию на официальном сайте Министерства финансов КР (https://www.minfin.kg/pages/show/page/gosudarstvennyy-dolg).